Далее участники заседания обсудили переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами и планы по развитию мощностей по переработке ТКО в Югре.
Напомним, что главная цель введения новой системы по обращению с отходами - наведение порядка за счет деятельности регионального оператора, который обеспечивает весь комплекс услуг по обращению с ТКО.
«Изменения в работе с ТКО в округе начались в 2018 году. За четыре месяца внедрения новой системы выявлены нарушения и недостатки, которые требуют принятия соответствующих решений по их устранению», - нацелила коллег губернатор. Кроме того, Наталья Комарова напомнила, что 24 апреля текущего года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, предусматривающее совершенствование нормативной базы по разработке тарифов на вывоз твердых коммунальных отходов.
Напомним, подготовка к переходу на новую систему обращения с ТКО в автономном округе началась в 2015 году. «На сегодняшний день разработана вся необходимая нормативно-правовая база, определен региональный оператор по «южной» зоне: акционерное общество «Югра – Экология», в 11 муниципальных образованиях региона, относящихся к «южной» зоне, утвержден единый тариф», - обрисовал ситуацию представитель общественного совета при Департаменте промышленности Югры Александр Тарасенко.
Далее он продолжил, что для развития мощностей по обработке и утилизации ТКО в Югре планируется построить пять комплексных межмуниципальных полигонов: в Нефтеюганске, Нижневартовске, Нягани, Сургуте, Ханты-Мансийске общей мощностью 600 тысяч тонн в год. Это позволит увеличить долю ТКО, направляемую на обработку, с 12% до 60%, а на утилизацию – с 1% до 19%.
В то же время Александр Тарасенко подчеркнул, что региональный оператор сталкивается с рядом проблем: отсутствие необходимого количества мест накопления ТКО (контейнерных площадок, площадок временного накопления); отсутствие на действующих полигонах оборудования для взвешивания ТКО; кассовые разрывы, которые приводят к невозможности своевременной оплаты экономических затрат на транспортирование и размещение ТКО; отсутствие возможности получения на законных основаниях достоверной информации об отходообразователях, уклонение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от заключения договоров.
Пять комплексных межмуниципальных полигонов: в Нефтеюганске, Нижневартовске, Нягани, Сургуте, Ханты-Мансийске общей мощностью 600 тысяч тонн в год обеспечат увеличение доли ТКО, направляемой на обработку, с 12% до 60%, а на утилизацию – с 1% до 19%
По мнению общественного совета при Департаменте промышленности Югры, муниципальным образованиям автономного округа необходимо уточнить нормы накопления ТКО; завершить работу по закупке контейнеров, формированию схем их размещения и организации ведения их реестра; обеспечить установку на действующих полигонах оборудования для взвешивания ТКО; активизировать работу по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО (в том числе раздельного сбора), начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Члены общественного совета при Деппромышленности Югры считают, что переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами и развитие мощностей по их переработке в округе приведет к стабилизации и решению всех возникающих сегодня вопросов между участниками данного рынка, создаст объективную систему сбора, транспортировки, утилизации отходов, сократит количество несанкционированных свалок, улучшит состояние югорских населенных пунктов и в целом экологическую ситуацию в регионе.